МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦЕЛОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются методологические и аксиологические основания преподавания философии в современном высшем образовании. Анализируется трансформация философского образования под влиянием цифровизации, глобализации и нарастающей прагматизации академической среды. Автор подчеркивает, что основная цель преподавания философии заключается не в передаче статического корпуса знаний, а в развитии критического, рефлексивного и диалогического мышления как основы профессиональной и личностной культуры. В исследовании отмечается напряжение между традиционными академическими моделями и инновационными, технологически ориентированными форматами обучения, обращается внимание на риск утраты гуманистического измерения образования. Отстаивается мысль о том, что философия как дисциплина сохраняет целостность человеческого сознания и способствует формированию этической ответственности и ценностной ориентации будущих специалистов. Также рассматривается роль преподавателя как посредника между классическим философским наследием и современными социокультурными реалиями. В заключении подчеркивается, что философское образование должно оставаться пространством смыслопорождения и свободы мышления в условиях усиливающейся стандартизации и инструментализации высшего образования.

Ключевые слова:
философское образование, высшая школа, методология, ценности, критическое мышление, цифровая трансформация, гуманизм
Список литературы

1. Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе / Е. Г. Волкова. // Современное образование. – 2015. – № 2. – С. 80-115.

2. Гурьянова А.В. Судьба философии в цифровую эпоху // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции, 15 марта 2020 г.: в 2 частях / ред. С.И. Ашмарина, А.В. Павлова. Самарский государственный экономический университет. Самара: Изд-во СГЭУ, 2020. Ч. 2. С. 431 – 436.

3. Знепольский Б. Как преподается и как должна преподаваться философия / Б. Знепольский // Отечественные записки. – 2002. – № 2. – С. 122-129.

4. Кокурхаева Р.М.Б., Хамурзов А.Т., Шафиева Э.Т. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т.2. № 9. С. 107-111.

5. Смирнова О.В., Касаткина С.С., Балюшина Ю.Л. Проблемы изучения философии в вузе в условиях дистанционного обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 164 – 174.

6. Федотова П. И. Философское образование: проблемы и задачи / П. И. Федотова // Философия образования. – Выпуск 23. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – C. 309-320.

Войти или Создать
* Забыли пароль?